Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Подростковые суициды. Рекомендации психолога родителям

13.04.2021
288
0
По данным статистики основной причиной смерти среди несовершеннолетних в мире является совершение самоубийства.

Как правило, причинами суицида становятся проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Мощным фактором, влияющим на подростка, является семья. Причём отношения в семье могут служить как защитой от депрессивных состояний, так и причиной их развития.

По утверждениям учёных, лишь в 10% случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% суицидальное поведение подростка — это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток суицида совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т. е. крик этот адресован прежде всего к своим ближним.

Самоубийство (суицид) трактуется как осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение — это понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. Среди этапов суицидального поведения выделяют следующие:

  • Переживания о бессмысленности жизни, бесполезности себя в этом мире («жизнь не имеет смысла», «не живешь, а существуешь» и т.п.).
  • Формирование пассивных суицидальных мыслей («лучше бы меня не было», «всем без меня будет лучше», «от меня одни неприятности»).
  • Разработка плана и осуществления самоубийства.
  • Принятие решения о самоубийстве.
  • Непосредственно суицидальная попытка.

Временной отрезок этих этапов может составлять от нескольких месяцев до нескольких минут.

Несмотря на кажущуюся неразрешимость ситуации, в которой оказался подросток, он сначала пытается найти пути её разрешения в силу имеющегося него опыта, знаний и т. д. После долгих поисков выходов из ситуации начинает крепнуть мысль о самоубийстве как о единственном выходе. Несмотря на чувство безнадёжности, возникающее у подростка, он пытается «сигнализировать» о том, что ему плохо своим близким, говоря прямо или косвенно («вы скоро от меня отдохнёте», «скоро всё закончится» в т. ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни, фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке) о своих намерениях. Нередко суицидом подросток пытается изменить обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам.

Среди основных мотивов суицидального поведения у детей и подростков выделяют:

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделённое чувство и ревность.
  3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  4. Чувства вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинения (в т. ч. связанного с насилием в семье, т. к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
  5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьёзного проступка), нежелание извиниться.
  7. Любовные неудачи, сексуальные отношения, изнасилования, беременность.
  8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
  10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

Зачастую вышеперечисленные мотивы отягощаются употреблением наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями.

Депрессивные состояния у подростков имеют свою специфику: они нередко плохо осознаются самими детьми именно как сниженное настроение и могут выражаться в нарастании агрессивного поведения, упрямства, оппозиционного поведения, ухода в себя.

Некоторые рекомендации родителям:

  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, к его эмоциональному состоянию, резким изменениям в его поведении (общительный ребёнок ушёл в себя или у стеснительного и замкнутого появился широкий круг общения).
  2. Принимайте ребёнка как личность. Это значит просто любить его таким, какой он есть.
  3. Будьте собеседником. Давайте возможность подростку выговориться.
  4. Оцените степень риска, критичности ситуации.
  5. Не оставляйте ребёнка одного в кризисной ситуации. Оставайтесь с ним как можно дольше (даже если придется взять отпуск на работе).
  6. Обратитесь за помощью к специалистам. Безусловно, никто не знает вашего ребёнка лучше, чем вы сами. Если психолог, психотерапевт рекомендует обратиться за помощью в медицинское учреждение (например, психиатрическую больницу), не отказывайтесь, промедление может быть опасным.

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребёнка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты помогут вам найти выход из трудной ситуации.